Вторник, 07.05.2024, 23:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей ОБЖ города Магнитогорска

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сорокина Т.В. "Использование метода кейсов на уроках ОБЖ"

Сорокина Татьяна Витальевна

учитель ОБЖ, биологии

МОУ «СОШ №7 им. Д.П. Галкина»

города Магнитогорска

Ничему тому, что важно знать,

научить нельзя, —

все, что может сделать учитель,

это указать дорожки.
Олдингтон Р.

Использование метода кейсов на уроках ОБЖ

Введение

На сегодняшний день перед образованием стоит задача подготовки новой модели выпускника, соответствующей требованиям современного рынка труда. Выпускник должен уметь анализировать, быстро реагировать на изменение обстановки, быть креативным, владеть новыми технологиями и уметь работать в команде. Современный мир катаклизм и различных чрезвычайных ситуаций также предъявляет требования к молодому поколению. Учащиеся должны уметь действовать в различных экстремальных ситуациях, реагировать на изменения обстановки окружающей среды, быстро и четко проводить анализ ситуации и решать ее, чтобы выжить и сохранить здоровье. Эту задачу решает такой учебный предмет как основы безопасности жизнедеятельности.

Для того чтобы выпускник мог получить умения и навыки соответствующие данным требованиям, на уроках, в том числе и уроках ОБЖ необходимо применять новые, интерактивные методы обучения, например метод кейсов.

Что такое метод кейсов?

Метод case-study или метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (от англ. cлова case – случай, ситуация).

Название метода предполагает разбор определенной ситуации. Очень часто в качестве кейса используется художественное или публицистическое произведение, в котором присутствуют все необходимые элементы. Например: действующие лица и их характерные особенности, поступки, мотивы, а также может быть описание их окружения. Все это помогает увидеть наглядно, обсудить и найти выходы из сложившейся ситуации, так как основной задачей кейсов является определение возможных вариантов для решения проблемы.

Данный метод хорош тем, что не только развивает познавательную деятельность учащихся, но и их самостоятельность.

На уроках, где используются кейсы, также могут реализовываться и ряд других задач:

  • мотивация учащихся на работу в группах
  • создание атмосферы в классе для высказывания и защиты собственного мнения
  • анализ выполнения учащимися заданий
  • креативное отношение к изучаемому материалу
  • отработка практических навыков

Представляю вашему вниманию пример использования метода кейсов на уроке ОБЖ. Тема «Пожарная безопасность».

Цель урока: формировать практические навыки учащихся по пожарной безопасности, при помощи метода кейсов.

Постановка учебной проблемы

На этом этапе урока учащимся предлагается прочитать отрывок из произведения Бориса Житкова «Пожар» (как альтернатива: можно предложить заранее подготовленную учащимися инсценировку данного отрывка или использовать презентацию, на которой выложен отрывок и иллюстрации).

Далее учащиеся определяют тему урока, цель и задачи. Проходит обсуждение ситуации описанной в произведении. Решают задачи по поставленным вопросам. Анализируют поступок главного героя произведения, составляют алгоритм действий во время пожара и сопоставляют его с уже установленными правилами поведения.

Далее перед учащимися ставиться задача, определить средства пожаротушения (в виде иллюстрированного теста в презентации).

Отработка практических навыков

Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает карточку с определенной ситуации по теме пожарная безопасность. Им необходимо решить эту проблему, разработав план действий, выполнив задание. В качестве рефлексии учащимся можно предложить создать памятку, буклет, презентацию по правилам пожарной безопасности.

1 группа

2 группа

В квартире загорелся телевизор. Составьте алгоритм действий.

По картинке определите, что было нарушено. Разработайте памятку по правилам пользования газовым оборудованием.

 

3 группа

4 группа

Напишите рассказ по картинке, повествующий о правилах пожарной безопасности

Ответьте на вопрос, правильно ли ведет себя мальчик, объясните свой ответ. Составьте рекомендации для детей по правилам пожарной безопасности в быту.

 

 

Заключение

Опыт, полученный в процессе применения метода кейсов, показывает, что учащиеся на уроке имеют возможность моделировать ситуацию, формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем. Также уроки с использованием кейсов делают учащихся более самостоятельными, учат их работать в команде, высказывать и доказывать свои мысли и идеи. А на уроках ОБЖ формируют практические навыки в различных экстремальных ситуациях.

Библиографический список

  1. Архипова В.В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий /В.В. Архипова// Открытое образование. – 2006.-№5
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие /Г.К. Селевко// - М.: Народное образование,-1998.
  3. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. – Томск, 2007

Иллюстративный материал

  1. http://www.poznaysebia.com/2012/10/12/zolotyie-tsitatyi-ob-obrazovanii
  2. http://www.womensplay.net/vse-o-detyax/gde-pritailis-opasnosti-v-kvartire.html
  3. http://900igr.net/kartinki/obg/Pozhary-urok/021-Pozhar-v-zhilische.html
  4. https://yandex.ru/images/search?text=рисунок
  5. http://www.gdoy115.ru/publ/metodicheskie_razrabotki_rezvovoj

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: администратор (14.04.2019)
Просмотров: 761 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz